Режимы доступа к информации. Понятие, признаки и виды общедоступной информации

». К данной категории относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Предусматривается, что общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

В целом, можно выделить 2 вида информации .

1 вид: Открытая информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, доступ к которым свободен.

2 вид: Информация ограниченного доступа - это государственная тайна и конфиндециальная информация (в данном случае к лицу, владеющему информацией, предъявлено требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя).

Право на доступ к информации регламентируется статьей 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно пункту 1 которой граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами.

При этом в соответствии с пунктом 4 указанной статьи не может быть ограничен доступ к:

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (пункт 5 статьи 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Государственная тайна - это информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства. В Законе «О государственной тайне» дано такое определение: «государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».


Правовой основой режима секретности являются Конституция, законы Российской Федерации «О безопасности», «О государственной тайне», а также принятые на основе последнего закона акты Президента и Правительства*. Нужно отметить, что Закон «О государственной тайне» - первый в российской истории акт такого уровня по этому вопросу. Раньше эти вопросы решались подзаконными актами, которые к тому же сами были секретными, не публиковались. Принятие по этому вопросу открытого правового акта, к тому же имеющего высшую юридическую силу, - еще один штрих в развитии российской демократии, в повышении роли закона в административно-правовом регулировании.

Можно назвать такие признаки государственной тайны:

1) это очень важные сведения;

2) их разглашение может причинить ущерб государственным интересам;

3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляется федеральным законом;

4) она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами;

5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим - режим секретности.

Президентом Российской Федерации утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895), которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и призвана служить основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Наиболее часто в нормативных правовых актах информация характеризуется как: - открытая информация; - общедоступная информация; - открытая и общедоступная информация; - информация, являющаяся общественным достоянием; - информация особой социальной значимости. В связи с этим возникает вопрос о понятии и содержании приведенных терминов, а также их соотношении. Вопрос этот не праздный, от ответа на него непосредственно зависит реализация прав субъектов на доступ к информации, в связи с чем представляется целесообразным привести мнение Конституционного Суда Российской Федерации: «используемые в нормативных правовых актах, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, понятия должны иметь определенное юридическое содержание, так как неопределенность юридического содержания может привести при применении этих актов к нарушению конституционных прав граждан»261.

Из приведенных пяти характеристик информации две последние дают представление о ее значении для общества в целом, и, исходя из такой значимости, определяется ее правовой режим. Первые три характеристики показывают отсутствие секретности, запрет на отнесение информации к категории конфиденциальной или к какому-либо виду тайн и возможности доступа к ней.

Однако возникают вопросы: почему законодатель в одних случаях определяет информацию как открытую, в других - как общедоступную, в третьих - как открытую и общедоступную одновременно; имеются ли отличия в правовом режиме между открытой и общедоступной информацией и если да, то в чем они заключаются?

Легальных определений открытой информации и общедоступной информации нет, видимо, эти термины рассматриваются как общеупотребительные. Тем не менее, анализ норм, регулирующих отношения по поводу открытой информации и общедоступной информации, позволяет сделать выводы относительно содержания и соотношения этих терминов.

Одна из существующих классификаций подразделяет информацию в зависимости от возможности свободного доступа к ней на общедоступную и не общедоступную. Качество общедоступности информации характеризует ее с точки зрения круга лиц, имеющих право доступа к ней, и этот круг не может быть ограничен.К общедоступной информации, исходя из смысла термина и норм законодательных актов, доступ открыт каждому. Кроме того, доступ не только открыт каждому, но и в соответствии с законом не может быть ограничен, либо установлена обязательность обнародования информации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Правда, остается открытым вопрос о том, что такое общеизвестные сведения. Этот термин используется, в основном в процессуальном законодательстве. В соответствии со ст. 61 ГПК РФ, 69 АПК РФ общеизвестные обстоятельства, признанные таковыми судом или арбитражным судом, не нуждаются в доказывании. В юридической литературе общеизвестные факты определяются как факты, известные широкому кругу лиц, в том числе составу судей, рассматривающему дело. Общеизвестные факты подразделяются на всемирно известные, известные на территории Российской Федерации, локально известные264. Таким образом, понятие «общеизвестности» в процессуальном праве является относительным: общеизвестные на территории одного субъекта Федерации факты могут быть не общеизвестны на территории другого или всей остальной территории Российской Федерации.

Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в.отношении распространения такой информации. Вся иная информация является не общедоступной.

По критерию открытости информации она подразделяется на открытую и ограниченного доступа. Открытой является информация, доступ к которой не ограничен законодательством, а также обладателем информации. Как видим, и в данном случае речь идет о доступе, но акцент все же несколько иной. Если не общедоступная информация и информация ограниченного доступа, - практически, представляют собой один и тот же блок информации с точки зрения режима, то соотношение общедоступной и открытой информации представляется несколько иным.

Представляется, что неверно ставить знак равенства между общедоступной и открытой информацией: открытая информация - более широкое понятие, чем общедоступная. С другой стороны, режим общедоступной информации представляет собой максимально возможную свободу не только доступа, но неиспользования информации, поэтому в законодательных актах нет смысла употреблять оба термина одновременно: «открытая и общедоступная информация», поскольку если информация общедоступная, то она, безусловно, и открытая. Но, если законодатель признает информацию только открытой, то очевидна невозможность отнесения такой информации к конфиденциальной, остальные составляющие правового режима требуют большей детализации. Дополнительные уточнения установленного режима в определенных случаях приравнивают открытую информацию к общедоступной и в таких случаях можно говорить о том, что открытая информация, так же как и общедоступная, имеет общий правовой режим информации.

Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.



Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

8. Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

4. Информация, размещаемая ее обладателями в сети "Интернет" в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.

(часть 4 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

5. Информация в форме открытых данных размещается в сети "Интернет" с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.

(часть 5 введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 112-ФЗ)

6. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных данных, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда. В случае, если размещение информации в форме открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", размещение информации в форме открытых данных должно быть приостановлено или прекращено по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.

Понятие

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

ч. 1 ст. 7 фз от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации…"

Кобщедоступной была отнесена информация о времени выхода в эфир теле- ирадиопередач, а также любая информация о фактических событиях окружающейдействительности <1>. Следует иметь в виду, что данное разъяснениедавалось в контексте законодательства об авторском праве, в то время какнеохраноспособность определенных сведений средствами авторского права неозначает сама по себе, что к такой информации неприменим иной правовой режим,ограничивающий доступ к ней, что исключает возможность отнесения ее кобщедоступной для целей Закона(коммерческой тайны, служебной тайны, государственной тайны и т.д.).

<1> Пункт 1информационного письма ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 "Обзор практикирассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации"Об авторском праве и смежных правах"

Общеизвестные сведения

Понятиеобщеизвестности является наиболее разработанным в процессуальном праве, гдеобщеизвестность соответствующего обстоятельства является основанием,освобождающим от доказывания (ч. 1 ст. 61ГПК РФ, ч. 1 ст. 69АПК РФ).

можноприйти к выводу, что под общеизвестными сведениями можно понимать информацию,известную широкому кругу лиц и доступную для ознакомления в общедоступных ипроверяемых источниках, как-то: сведения государственной статистики <2>,сведения о научных открытиях, содержащиеся в научных изданиях, сообщения средствмассовой информации, сведения, содержащиеся в открытых государственныхреестрах, и т.д. К категории общедоступной информации Законотносит информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, содержащуюся навеб-сайте: www.zakupki.gov.ru (ч. 4 ст. 4ФЗ от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупоктоваров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальныхнужд"). Общедоступной информацией являются так называемые открытые данные,размещенные на официальных сайтах государственных органов в сети Интернет.

<2>Часть 10 ст. 5ФЗ от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете исистеме государственной статистики в Российской Федерации".

Использование

Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

- ч. 2 ст. 7 фз от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации…"

некотораяинформация может относиться к категории общедоступной по причине ее доступностив сети Интернет, но при этом быть запрещенной к распространению в России попричине отнесения к экстремистским материалам (см. п. 3 ст. 1,ст. ст. 11- 13 ФЗ"О противодействии экстремистской деятельности"). При этом, несмотряна наличие запрета на распространение такой информации, ее использование инымобразом, например посредством личного изучения, не запрещено.

Права на ссылку как на источник

Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

- ч. 3 ст. 7 фз от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации…"

отношения,связанные с регулированием интеллектуальной собственности, выведены за рамки Закона.Сфера применения права обладателя информации на указание себя в качествеисточника общедоступной информации гораздо скромнее и по общему правилуохватывает лишь ту информацию, у которой нет автора в пониманиизаконодательства об интеллектуальной собственности. В случае совпадения в одномлице автора информации и ее обладателя в смысле Закона,право автора на имя будет поглощать право обладателя информации. В случаенесовпадения в одном лице автора и обладателя информации в принципе неисключено одновременное указание как автора, в порядке реализации им права наимя, так и обладателя информации как ее источника, правда, при условиисоблюдения прав автора и (или) правообладателя соответствующей информации.Наконец, не исключены ситуации, когда информация не является охраноспособной(например, новостные сообщения), в таких случаях обладатель такой информации,сделавший ее общедоступной, может в полной мере воспользоваться правом науказание своего имени (наименования) в качестве ее источника.

А.И. Савельев. Комментарий к 149-фз

Открытые данные

Информация, размещаемая ее обладателями в сети "Интернет" в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.

- ч. 4 ст. 7 фз от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации…"

Информация в форме открытых данных размещается в сети "Интернет" с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.

- ч. 5 ст. 7 фз от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации…"

В случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных данных, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда. В случае, если размещение информации в форме открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", размещение информации в форме открытых данных должно быть приостановлено или прекращено по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.

— физическом лице, которые предоставляются им самим о себе.

К общедуступным данным есть свободный доступ при наличии письменного разрешения субъекта . Сюда также могут входить такие сведения о субъекте, которых не предусматривается законом.

Субъект – это физическое лицо, информацию о котором собирает, хранит, обрабатывает и с какой-либо целью использует оператор (юридическое или физическое лицо, муниципальный или государственный орган).

Какие виды информации ими являются?

Список личных сведений общедоступного характера включает в себя :

Особенности

Общедоступные личные сведения представлены в таких источниках, как паспорт или другое удостоверение личности, водительское удостоверение, военный билет, трудовая книжка, диплом об образовании.

Не во всех случаях возникает необходимость в письменном разрешении на их использование, иногда достаточно подписи или «галочки», поставленной в нужной графе (например, при заполнении заявлений через интернет).

Сведения общего характера могут быть помещены в источники с свободным доступом . В них хранится информация о субъектах, к их числу относят разнообразные справочники с телефонными номерами или адресами.

ФСТЭК — федеральная служба по техническому и экспортному контролю выдает лицензии организациям, оказывающим услуги другим лицам по созданию систем защиты персональных данных. Система защиты данных создается для своих нужд, лицензия на нее не требуется .

Физическое лицо вправе получить сведения об операторе, а также узнать конкретную цель, преследуемую оператором при обработке.

Субъект имеет полное право подавать заявку, одобрение которой позволяет уточнить, блокировать или уничтожить личные сведения в том случае, если они устарели, недействительны, неполные или их наличие не является обязательным при обработке.

Помимо всего прочего, физическое лицо вправе запросить у оператора доступ к своей личной информации, а также ознакомиться со средствами обработки сведений. Операторы – это специалисты, занимающиеся обработкой информации о человеке .

Органами по обработке персональных данных выступают все организации, которые собирают, обрабатывают, накапливают и хранят сведения о работниках, клиентах, поставщиках.

Подробнее о том, в каких случаях необходим договор на обработку персональных данных, читайте .

В каком случае они включаются в открытые источники?

Включение информации в общедоступные источники происходит в различных ситуациях, например:

  • при трудоустройстве и заключении трудового договора;
  • в процессе переписи населения;
  • установлении торговых отношений и т.д.

Персональные данные субъекта классифицируются по объему личной информации о человеке и степени важности. Любые операции с ними производятся строго в рамках законодательных актов и подлежат защите.

Операторы обязаны организовать безопасность процесса работы . Они должны обеспечивать полную личной информации субъектов от доступа к ней посторонних лиц.

В процессе сбора оператор обязан взять письменное разрешение на дальнейшую обработку. В на обработку включается информация о субъекте и об операторе (ФИО, адрес), цель обработки и перечень необходимых сведений, а также описание операций, которые будут производиться с ними.



Статьи по теме: