Урок информатики основные устройства компьютера. Конспект урока по информатике "основные устройства персонального компьютера"

Фамилия, имя, отчество педагога

Маслова Марина Владимировна

Наименование образовательного учреждения, район (город)

МБОУ ДОД «Кулебакский центр детского технического творчества»

Программа ( указать название программы, тип, направленность по образовательным областям, по педагогическим целям: образовательная или досуговая, по срокам реализации, по охвату детей, по особенностям контингента обучающихся:общая, для одаренных детей, коррекционная и др.)

Дополнительная образовательная программа «Компьютерный мир» - модифицированная, научно-технической направленности (рассчитана на детей с 8 лет, срок реализации – 2 года).

В программе учтены возрастные особенности и индивидуально-личностные качества ребёнка.

Тема занятия

«Основные устройства персонального компьютера»

Возраст обучающихся

9 лет

Тип занятия

Изучение нового материала

Цель и задачи занятия

Цель:

Изучение основных устройств персонального компьютера и первичное закрепление полученных знаний.

Задачи:

- обучающая:

помочь учащимся изучить основные устройства компьютера.

-развивающая:

развивать внимание, память, логическое мышление, умение делать выводы.

-воспитательная:

воспитать информационную культуру учащихся, добросовестное отношение к труду, бережное отношение к оборудованию кабинета.

Форма занятия

Комбинированное занятие с использованием мультимедийной презентации.

Методы

Словесный, частично-поисковый, наглядный, практический.

Дидактические средства

Компьютерное обеспечение, мультимедийная презентация, кроссворд, карточки, тест.

Использованная литература

    Волкова И.А., Кунцевич Е.Ю. Компьютерные технологии обработки информации. Часть 1. Н.Новгород: учебный компьютерный центр, 2000 г.

    Левин А. Windows – это очень просто!/– СПБ.: «Питер», 2004 г.

    Левин А. Самоучитель работы на компьютере, 7-е издание/, «Питер», 2003г.

    Под ред Ф.А. Резникова. Компьютер и ноутбук с нуля! : кн.+ видеокурс/. – М.: Лучшие книги, 2012 г.– 224с.: ил.+ CD - ROM

Этапы занятия:

    Организационный момент 2 мин.

    Повторение пройденного материала 8 мин.

    Изучение нового материала 15 мин.

    Закрепление нового материала 17 мин.

    Подведение итогов занятия 3 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

Цель: психологический настрой учащихся на занятие.

Здравствуйте, ребята!

(Приветствие ребят, проверка готовности к занятию, проверка отсутствующих, проверка помещения, организация внимания)

Здравствуйте!

(Приветствие педагога, проверка рабочих мест, концентрация внимания)

    Повторение пройденного материала.

Цель: воспроизведение у учащихся полученных ранее знаний, умений, навыков для дальнейшего усвоения материала.

Мы продолжаем осваивать навыки работы за компьютером.

На прошлом уроке мы говорили о том, что люди имеют пять чувств восприятия. Разные чувства дают нам разные виды информации. Давайте попробуем разгадать кроссворд, а разгадав его, мы узнаем тему нашего сегодняшнего урока.

(Педагог раздаёт карточки с кроссвордом, после разгадывания кроссворда детьми, он воспроизводится на компьютере с правильными ответами)

Презентация. Слайд 1-2.

Вопросы:

    Сведения, которые человек получает во время общения с окружающей средой.

    Устройство ввода информации.

    Самое маленькое устройство?

    Информация, которую мы получаем с помощью зрения.

    В нём находится сердце компьютера?

    На нём мы видим изображение.

    Чувство, с помощью которого, мы чувствуем запахи.

    С помощью какого чувства восприятия человек получает больше всего информации?

Ключевые слова: устройства компьютера.

И темой нашего сегодняшнего урока будет Основные устройства персонального компьютера, а цель урока – изучить основные устройства персонального компьютера.

(Дети разгадывают кроссворд и дают пояснение каждому ответу)

    Изучение нового материала.

Цель: усвоение новых знаний.

Ребята, а все ли помнят, правила техники безопасности при работе с компьютером?

Проверим, все ли правила мы вспомнили? Слайд 3.

Не трогать провода;

Не прикасаться к экрану;

Не размещать на рабочем месте посторонние предметы;

Не пытаться самостоятельно устранить неисправности;

При неполадках в работе компьютера прекратить работу и сообщить об этом педагогу;

Не нажимать кнопки и клавиши компьютера без разрешения педагога.

Хорошо, ребята!

А теперь скажите мне, где в повседневной жизни можно встретить компьютеры? Слайд 4.


А

ещё мы можем встретить компьютеры в больницах, библиотеках, на вокзалах.

А в чём нам помогает компьютер?


А ещё он помогает решать сложные задачи, делать трудные расчёты, управлять машинами, поездами, кораблями, самолётами, спутниками и многое другое. Слайд 5 .

Что же такое компьютер?

Да, компьютер - это устройство позволяющее делать массу потрясающих вещей: играть в стрелялки, бродилки, симуляторы, аркады и стратегии; смотреть кино и слушать музыку! Переписываться с друзьями по электронной почте или работать с Интернетом и скачивать рефераты, доклады, музыку, а также массу других полезных вещей!

Так чем же сегодня на уроке мы будем заниматься?

Правильно! Мы изучим основные устройства персонального компьютера.

(Рассказ педагога сопровождается мультимедийной презентацией)

Когда же впервые заговорили о создании вычислительной техники? История создания вычислительной техники уходит вглубь веков. Она увлекательна и поучительна, с нею связаны имена выдающихся учёных мира. Историки сходятся во мнении, что именно Леонардо да Винчи был одним из первых, кто задумался о необходимости создания устройств, для облегчения вычислений. Слайд 6 .


Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г.) родился в Флорентийской республике близ Винчи

Работы по созданию электронно-вычислительной машины после второй мировой войны велись и в СССР. Так, в 1948 году Сергеем Александровичем Лебедевым (Слайд 7)

был предложен первый проект отечественной цифровой электронно-вычислительной машины (Слайд 8) , а первые образцы электронно-вычислительной машины появились через несколько лет. Слайд 9.


Лебедев Сергей Александрович (1902-1974 г.г.) – основоположник вычислительной техники в СССР.

Первый проект отечественной цифровой электронно-вычислительной машины.

Первый образец электронно-вычислительной машины.

Б
олее подробно мы сегодня остановимся на изучении персональных компьютеров. Существуют следующие разновидности персонального компьютера:

н
астольные компьютеры.

Слайд 10.

Портативные компьютеры.

Слайд 11.

Карманные компьютеры.

Слайд 12 .

Так из чего же состоит наш компьютер?

Посмотрите каждый на своё рабочее место, что вы видите?

Обратите внимание как располагается монитор, где стоит системный блок, где находится клавиатура и мышь.

Персональный компьютер предаставляет собой набор взаимосвязанных устройств. Давайте их рассмотрим.

Это системный блок, монитор, клавиатура и мышь – всё это основные устройства компьютера.

Слайд 13.

А теперь давайте поговорим о каждом устройстве отдельно.

Системный блок - это корпус, в котором находятся основные функциональные компоненты персонального компьютера - центральный процессор, оперативная память, блок питания, контроллеры, жёсткий диск и другие. Слайд 14.

Монитор - это устройство, которое служит для отображения текстовой и графической информации.

В своем развитии мониторы прошли достаточно долгий путь, начиная от больших черно-белых «ящиков» и заканчивая изящными жидкокристаллическими и плазменными дисплеями.

Н
а сегодняшний день монитор представляет собой высокотехнологичное устройство, через которое и происходит восприятие информации с компьютера. Слайд 15.

О
следующем устройстве мы узнаем, если выполним ребус. Слайд16.



Итак, вы отгадали ребус и узнали, что следующее устройство которое мы будет изучать – это клавиатура.

Клавиатура - устройство для ввода информации в компьютер. (Слайд 17) . Содержит стандартный набор клавиш и некоторые дополнительные клавиши - управляющие и функциональные клавиши, клавиши управления курсором и малую цифровую клавиатуру. Слайд 18 .


Ребята, как вы думаете, сколько клавиш имеет клавиатура?

Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши.

А
теперь поговорим о ещё одном основном устройстве персонального компьютера – это мышь. Мышь устройство ввода информации в компьютер. Мышь это небольшая коробочка с двумя или тремя кнопочками. Её легко удержать в руке. Вместе с проводом для подключения к компьютеру это устройство действительно напоминает мышь с хвостом. Но сейчас используются и беспроводные мыши, которые удобно брать с собой. Слайд 19.

Рассмотрим основные характеристики компьютера :

Тактовая частота,


Объем оперативной памяти,


Объем и быстродействие жёстко диска.


Слайд 20.

Чем больше эти параметры, тем быстрее работает компьютер. Более подробно об этих параметрах мы поговорим с вами на следующих занятиях.

(Ответы детей)

В школах, магазинах, банках.

Помогает играть в игры, смотреть фильмы и мультфильмы, рисовать, набирать и распечатывать текст любой сложности, искать информацию в Интернете.

Компьютер - это машина для игр, для работы с текстом и числами, для поиска информации в интернете.

Будем изучать устройства компьютера.

(Слушают педагога)

(Ответы детей)

(Учащиеся рассматривают своё рабочее место и отвечают на вопросы)

(Учащиеся отгадывают ребус).

(Ответы детей).

    Закрепление нового материала.

Цель: проверка усвоения знаний и применение их на практике.

Ребята, а сейчас поработаем с карточками, где изображён компьютер. Подпишите, пожалуйста, как называется та или иная его часть. (Педагог раздаёт карточки с изображением компьютера).

Карточка 1.


А теперь посмотрите на экран ваших компьютеров и сравните с правильным ответом. Слайд 21.


Итак, повторим ещё раз. В системном блоке хранится и используется вся информация.

На мониторе мы видим изображение.

С помощью клавиатуры в компьютер вводят информацию.

Мышка – это небольшая коробочка с двумя или тремя клавишами.

А теперь немного отдохнём и проведём физкультминутку. Слайд 22.


Мы руками поведем –
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре –
Вот мы к берегу приплыли,
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять –
Вправо, влево, вправо, влево.
Не забудем и присесть –

Раз, два, три, четыре,
На счет пять – за парты сесть.

А теперь с помощью теста закрепим новую тему. Вам надо будет выбрать правильный ответ и подчеркнуть его.

Слайд 23.

(Педагог раздаёт карточки с тестом).

1. Устройство ввода текстовой информации:

    Клавиатура

    Монитор

    Мышь

2. Основные устройства компьютера:

    Мышь, сканер, монитор

    Монитор, клавиатура, системный блок, мышь

    Принтер, мышь, клавиатура

3. Основной блок компьютера:

    Монитор

    Мышь

    Системный блок

4. Устройство отображения информации:

    Монитор

    Клавиатура

    Звуковые колонки

Проверим, всё ли хорошо вы усвоили и проконтролируем вашу работу. Я зачитываю правильный ответ, а вы поднимаете руку у кого так же.

Молодцы, ребята!

(Учащиеся соединяют стрелочками соответствующие части компьютера и дают характеристику каждому устройству)

(Учащиеся повторяют движения за педагогом)

(Учащиеся отвечают на вопросы теста)

(Поднимают руки)

    Подведение итогов занятия.

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели урока и наметить перспективу на будущее.

Время нашего занятия подходит к концу. Давайте проанализируем, чем мы сегодня с вами занимались?

Так с какими основными устройствами персонального компьютера вы познакомились?

Скажите, что вам понравилось на занятии?

Сейчас возьмите в руки фломастеры и раскрасьте по три любых клавиши на нашей клавиатуре, изображённой на плакате:

красным цветом, если занятие понравилось,

синим цветом, если не понравилось,

зелёным цветом, если возникли вопросы.

Всем большое спасибо за работу.

(Отвечают дети).

Разгадали кроссворд.

Узнали основные устройства компьютера.

Выполнили задания по карточкам.

Ответили на вопросы теста.

(Перечисляют дети).

(Ответы детей).

(Учащиеся раскрашивают клавиши клавиатуры на карточках)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Кулебакский Центр детского технического творчества»

Проект занятия

Тема занятия:

« Основные устройства персонального компьютера »

Подготовила:

Маслова Марина Владимировна

педагог дополнительного образования

объединение

«Компьютерный мир»

г. Кулебаки

Урок по теме "Устройство компьютера"

Цели урока:

    дать представление о функциональном назначении устройств компьютера;

    освоить основные характеристики устройств компьютера;

    иметь представление о функциональном назначении периферийного оборудования.

ХОД УРОКА

    Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Посмотрим, друг другу в глаза, улыбнёмся, пожелаем удачи и начнем наш урок.

А) Деление на малые группы с помощью фигурок

Б) Опрос домашнего задание:

1. Новые подходы преподаванию:

1.1. Сколько поколений ЭВМ вы знаете? Перечислите?

2. Тест / карточки/

3. Работа в малых группах «Компьютер – где мы его встречаем?»

II. Актуализация знаний

Основные компоненты устройств компьютера: устройства ввода-вывода, память, процессор

Что относится к устройствам ввода-вывода? (клавиатура, монитор, принтер, сканер, колонки )

III. Знакомство с новым материалом.

Сегодня на уроке мы рассмотрим устройство компьютера и рассмотрим, каким и характеристиками каждое устройство обладает.

( Для наглядности объяснения используется презентация – ).

Итак, остановимся на каждом из устройств поподробнее.

Процессор – это важнейшее устройство компьютера для обработки информации, которое находится на материнской плате.
Процессор аппаратно реализуется на большой интегральной схеме (БИС), которая содержит десятки миллионов микропереключателей и представляет собой маленькую плоскую полупроводниковую пластину площадью несколько квадратных сантиметров, заключенную в плоский корпус с рядами металлических штырьков (контактов).
Основное назначение процессора это обработка всех видов информации и управления работой всех узлов компьютера.

Основные характеристики процессора:

    тактовая частота – количество тактов процессора за одну секунду(измеряется в МГц, ГГц)

    разрядность процессора – длина двоичного кода, который процессор может обрабатывать одновременно.

Чем выше частота и больше разрядность процессора, тем больше его производительность.

Системная плата является основным аппаратным устройством компьютера. На ней реализована магистраль, позволяющая осуществлять взаимодействие между процессором и остальными компонентами компьютера. Также на системной плате есть разъемы для установки процессора и модулей оперативной памяти: слоты для подключения контроллеров внешних устройств.

Рассмотрим периферийные устройства . Это устройства, с помощью которых информация или вводится на компьютер, или выводится из него.

Устройства ввода информации:

    Клавиатура служит для ввода текстовой и числовой информации. Внутри нее имеется микросхема – шифратор, которая преобразует сигнал от конкретной клавиши в соответствующий данному знаку двоичный код. Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши и 3 световых индикатора в правом верхнем углу, информирующих о режимах работы.

    Сканер предназначен для ввода в компьютер текстовых и графических данных. Сканеры бывают ручными (которыми проводят сверху по листу) и планшетные (лист кладется внутрь сканера).

    Устройства управления курсором служат для быстрого перемещения курсора по экрану.

    • Мышь (проводная, беспроводная (радиоуправляемые, инфракрасные и оптические)

      Трекбол – напоминает мышь, перевернутую вверх ногами. В движение приводят шар, закрепленный на роликах. Трекбол обычно используется в переносных компьютерах типа notebook.

      Джойстик представляет собой рукоятку с кнопками и применяется, как правило, для игр и тренажеров.

      Сенсорная панель , представляет собой чувствительные поверхности, покрытые специальным слоем и связанные с датчиками. Прикосновение к поверхности датчика приводит в движение курсор, перемещение которым осуществляется за счет движения пальца по поверхности.

    Микрофон служит для ввода звуковой информации в мультимедийный компьютер.

    Web- камера служит для ввода видеоизображения в мультимедийный компьютер.

Устройства вывода информации:

Монитор – это универсальное устройство вывода информации.

Виды мониторов:

    с электронно-лучевой трубкой

    на жидких кристаллах

Информация на экране монитора представляется в виде растрового изображения, которое формируется их отдельных точек (пикселей). Растровое изображение состоит из отдельного количества строк, каждая из которых в свою очередь содержит определенное количество точек.

Качество изображения определяется разрешающей способностью монитора, т.е. количеством точек, из которых оно складывается. Чем больше разрешающая способность, тем выше качество изображения (1024х768,1280х768 и др.).

Принтеры служат для вывода на бумагу текстовой, числовой и графической информации.

По принципу действия принтеры делятся на:

    ударные (матричные)

    неударные (струйные и лазерные)

Матричные принтеры : печатающая головка состоит из вертикального столбца маленьких стержней (9 или 24), которые под воздействием магнитного поля выталкиваются, ударяют по бумаге через красящую ленту и оставляют строку символов. Красящая лента сожжет быть намотана на катушки или уложенной в специальную коробку (картридж). Самые дешевые принтеры. Качество печати не высокое. Скорость печати в среднем – 1 минута на страницу.

Струйные принтеры : мельчайшие капли краски выдуваются на бумагу через крошечные сопла. Высокое качество печати. Скорость печати в среднем – 1 минута на страницу. Существуют цветные и черно-белые принтеры.

Лазерные принтеры : частицы краски переносятся со специального красящего барабана на бумагу посредством электрического поля. Качество печати высокое. Скорость печати в среднем – от 4 до 15 страниц за 1 минуту. Существуют цветные и черно-белые принтеры.

Плоттер (графопостроитель) служит для печати на бумаге чертежей. Изображение создается двигающимся по листу пером с цветной тушью.

Звуковая карта – устройство для преобразования цифровой аудио информации, записанной на дисках, в звуки и наоборот. К выходу звуковой карты подключают колонки для воспроизведения стереозвука и микрофон.

Модем – специальное устройство, с помощью которого отдельные компьютеры могут связываться друг с другом посредством телефонной сети.

IV. На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» - и жестом показывают нужное движение.

Как живешь? - Вот так! (показывают большой палец )

Как идешь? - Вот так! («шагают» двумя пальцами по ладони )

А бежишь? - Вот так! (сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге)

Ночью спишь? - Вот так! (кладут руки под щеку, а на них - голову)

Как берешь? - Вот так! (делают руками хватательные движения )

А даешь? - Вот так! (делают руками движения, как будто дают что-то )

Как шалишь? - Вот так! (надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями )

А грозишь? - Вот так! (грозят пальчиком своему соседу )

V. Итоги урока

А) Работа в малых группах «Работа с кластером»

Б) Работа в малых группах «Решение кроссворда»

В) Шесть шляп

VI. Домашнее задание

    §8-9 стр. 32

    Письменно ответить на вопросы на стр. 41 вопрос 1-6

Приложении:

В данной схеме нужно соединить цветными линиями название устройств и название действия, которое оно выполняет

Процессор

Клавиатура

Хранит информацию

Выводит информацию

Вводит информацию

Обрабатывает информацию

Кроссворд

Лист самооценивание

Тема: «Устройство компьютера».

Цикл уроков по теме «Устройство компьютера».

Включает в себя: презентацию, конспект урока, урок-игру, кроссворд, проверочный тест, интерактивный тест. Цикл уроков рассчитан на учащихся 5-6 классов.

Цели урока:

  1. Помочь учащимся усвоить устройство компьютера, понятие базовая конфигурация ПК, дать основные понятия, необходимые для начала работы на компьютере.
  2. Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
  3. Развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование:

Проектор, экран, компьютерный класс, учительский компьютер.

План урока:

I. Орг. момент. (1 мин)

II. Актуализация знаний. (5 мин)

III. Теоретическая часть. (20 мин)

IV. Практическая часть. №1 (7 мин)

V. Практическая часть. №2 (7 мин)

VI. Вопросы учеников. (3 мин)

VII. Итог урока. (2 мин)

Ход урока:

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Проверка знаний.

На прошлом уроке мы познакомились с понятием «Информация». Что такое информация? Какие виды Информации Вы знаете? (Слайд2) Расскажите этапы развития обработки различной информации на ПК. (слайд 3), А как компьютер обрабатывает информацию? (Слайд 4)

Сегодня мы рассмотрим, какие устройства должен иметь компьютер, чтобы обрабатывать, хранить и передавать все виды информации. Какие устройства компьютеру необходимы, а кикие являются дополнительными? Зачем они нужны и каковы их характеристики.

III. Теоретическая часть.

Иногда говорят «персональный компьютер». Уточнение «персональный» здесь не случайно – это значит свой, личный, доступный большинству людей, ведь существует большое количество других видов компьютеров, которые персональными никак не назвать – рабочие станции для предприятий, серверы для связи множества компьютеров в сеть и др. в дальнейшем, говоря «компьютер» мы будем иметь в виду именно персональный компьютер.

Персональный компьютер – это компьютер, предназначенный для обслуживания одного рабочего. По своим характеристикам он может отличаться от больших ЭВМ, но функционально способен выполнять аналогичные операции. Что же такое компьютер?

Компьютер – это электронно-вычислительное устройство, предназначенное для хранения, обработки и передачи информации. (Слайд 5)

Основные части ПК: (слайд 6)

  1. Аппаратные устройства;
  2. Программное обеспечение

(Слайд 7). Базовая конфигурация ПК - минимальный комплект аппаратных средств, достаточный для работы. В настоящее время для настольных ПК базовой считается конфигурация, в которую входит четыре устройства:

  • Системный блок;
  • Монитор;
  • Клавиатура;
  • Мышь.

Системный блок – основной блок компьютерной системы. В нем располагаются устройства, называющиеся внутренними. Устройства, подключающиеся к системному блоку снаружи, называются внешними. (Слайд 8)

В системный блок входит процессор, оперативная память, накопители на жестких и гибких магнитных дисках, на оптических дисках и другие устройства. На лицевой панели вы видите несколько кнопок – уже известная вам кнопка Power – включения и кнопка Reset – перезагрузка компьютера, пользоваться которой можно лишь с разрешения учителя. Два дисковода – для компакт-дисков и дискет. (слайд 9). Рассмотрим подробнее.

  • Материнская плата – устройство, объединяющее и координирующее работу всех устройств ПК. Она объединяет и координирует работу различных комплектующих, таких как процессор, оперативная память и т.д.. (слайд 10)
  • Процессор – устройство, предназначенное для обработки информации в виде данных.
    (слайд 11)
  • Оперативная память – устройство, предназначенное для хранения текущей информации в ПК (очищается при выключении ПК). (слайд 12)
  • Жесткий диск – устройство, предназначенное для постоянного хранения информации в ПК. (слайд 13)
  • Видеокарта – устройство, предназначенное для подключения и работы монитора. (слайд 14)
  • Звуковая карта – устройство, предназначенное для преобразования звуковой информации. (слайд 14)
  • Дисковод – устройство, предназначенное для чтения и записи информации на дискету.(Слайд 15)
  • CD, DVD – ROM – устройство, предназначенное для чтения и записи информации на лазерные диски. (Слайд 15)

Теперь давайте рассмотрим функциональную схему компьютера : (Слайд 16)

Все программы и данные, необходимые для работы компьютера помещаются в ОЗУ. Процессор может мгновенно обращаться к информации, находящейся в оперативной памяти. Электрические импульсы, в форме которых информация сохраняется в оперативной памяти, существуют только тогда, когда компьютер включен. После отключения источника питания вся информация, содержащаяся в оперативной памяти, теряется. Для длительного хранения информации используется долговременная память: магнитные диски, оптические диски, другие устройства. Магнитные диски бывают жесткие и гибкие. Жесткие диски большой емкости встроены внутрь системного блока и постоянно там находятся. В системном блоке находятся и дисководы гибких магнитных дисков – дискет. С помощью дискет информацию можно переносить с одного компьютера на другой. В отличие от гибких дисков жесткие диски нельзя переносить. В последнее время широкое распространение получили оптические диски.

Устройства, располагающиеся вне системного блока называются внешними или периферийными. Периферийными называют устройства, подключаемые к компьютеру извне. Обычно эти устройства предназначены для ввода и вывода информации. (Слайд 17)

Устройства вывода :

1 Монитор (слайд 18) – устройство для визуального воспроизведения символьной и графической информации.

В настоящее время для персональных компьютеров применяются плоские мониторы на жидких кристаллах (ЖК). LCD(жидкокристаллические мониторы) сделаны из вещества, которое находится в жидком состоянии, но при этом обладает некоторыми свойствами, присущими кристаллическим телам. Мониторы могут иметь различный размер экрана. Размер диагонали экрана измеряется в дюймах (1 дюйм =2,54 см) и обычно составляет 15, 17, 19 и более дюймов.

2. Акустическое устройство (колонки, наушники и тд.).(Слайд 19)

Предназначено для вывода звука или любых звуковых эффектов..

3. Принтер. (Слайд 20) Это устройство, предназначенное для вывода информации на бумагу. Виды принтеров: струйные, лазерные, матричные, по цветности это – монохромные (черно-белые) и цветные.

Матричные принтеры - это принтеры ударного действия. Недостатки матричных принтеров состоят в том, что они печатают медленно, производят много шума и качество печати оставляет желать лучшего (соответствует примерно качеству пишущей машинки).

Черно-белые и цветные струйные принтеры. В них используется чернильная печатающая головка, которая под давлением выбрасывает чернила из ряда мельчайших отверстий на бумагу.

Струйные принтеры могут печатать достаточно быстро (до нескольких страниц в минуту) и производят мало шума.

Лазерные принтеры обеспечивают практически бесшумную печать. Высокую скорость печати (до 30 страниц в минуту) лазерные принтеры достигают за счет постраничной печати, при которой страница печатается сразу целиком.

4. Плоттер. (Слайд 21) Это устройство для вычерчивания с большой точностью рисунков, схем, сложных чертежей, карт и другой графической информации на бумаге размером до A0 (ватман).
Это "широкоформатный" принтер.

5. Проектор. (Слайд 22) Это универсальное устройство для вывода изображения на большой экран.

Устройства ввода:

1. (Слайд 23) Клавиатура – клавишное устройство, предназначенное для управления работой компьютера и ввода в него информации. Информация вводиться в виде алфавитно-цифровых символьных данных. Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши.

2. (Слайд 24) Мышь – устройство «графического» управления. Это устройство ввода, позволяющее управлять компьютером посредством манипулирования стрелкой, указателем или курсором.

При перемещении мыши по коврику на экране перемещается указатель мыши, при помощи которого можно указывать на объекты и/или выбирать их. Используя клавиши мыши (их может быть две или три) можно задать тот или другой тип операции с объектом. А с помощью колесика можно прокручивать вверх или вниз не умещающиеся целиком на экране изображения, текст или web-страницы.

Презентация для любознательных: « Компьютерная мышь. От возникновения до наших дней».

3. (Слайд 25) Графический планшет. Устройство ввода, позволяющее управлять компьютером посредством манипулирования стрелкой, указателем или курсором.

4. (Слайд 26) Микрофон. Веб микрофон давно стал привычным «довеском» к персональному компьютеру и ноутбуку. С его помощью общаются по интернету, устраивают конференции, web-семинары, презентации, озвучивают видео, записывают звук.

5. (Слайд 27) Сканер. Сканеры служат для автоматического ввода текстов и графики в компьютер. Сканеры бывают двух типов:

Ручные

Планшетные.

Ручной сканер для компьютера похож на сканер, используемый в супермаркетах для считывания штрих-кода. Такой сканер перемещается по листу с информацией построчно вручную, и информация заносится в компьютер для дальнейшего редактирования. Планшетный сканер выглядит и работает примерно так же, как и ксерокс. Системы распознавания текстовой информации позволяют преобразовать отсканированный текст из графического формата в текстовый.

6. (Слайд 28) Цифровая видео и фото камера . устройство для фиксации неподвижного или динамического изображения. Веб-камера - цифровая видео или фотокамера, способная в реальном времени фиксировать изображения, предназначенные для дальнейшей передачи по сети Интернет.

Устройства приема - передачи:

1. (Слайд 29) Модем служит для связи удалённых компьютеров по телефонной сети. Модем бывает внутренний (установлен внутри системного блока) и внешний (располагается рядом с системным блоком и соединяется с ним при помощи кабеля.

2. Сетевой адаптер (сетевая карта) – устройство для подключения компьютера к локальной сети.

По способу эксплуатации различают настольные, портативные и карманные модели ПК. В дальнейшем мы будем рассматривать настольные модели и приемы работы с ними. (Слайд 30)

(Слайд 31) Вопросы для закрепления:

  • Что такое компьютер?
  • Назовите основные части ПК.
  • Укажите минимальную рабочую (базовую) конфигурацию компьютера.
  • Какие устройства входят в состав системного блока?
  • Что такое дополнительные (периферийные) устройства ПК?
  • Что означает «персональный компьютер»?
  • Какие устройства ввода информации в компьютер вы знаете?
  • Какие устройства вывода информации в компьютер вы знаете?

IV. Практическая часть № 1.

Сегодня на практической части мы разгадаем кроссворд по теме «Устройство ПК»

Откройте школьную локальную компьютерную сеть, выберите папку 5 класс и откройте файл Кроссворд. swf. Наведите курсор мыши на № вопроса и прочитайте задание. Впишите соответствующие слова в текстовое поле и нажмите кнопку «Проверить». При правильном ответе слово появится в кроссвордной сетке. Отгадайте кроссворд. Покажите результат учителю.

Учащиеся выполняют задание.

V. Практическая часть № 2.

Откройте файл 9_50. Расставьте подписи к устройствам компьютера. Покажите результат учителю.

VI. Итог урока.

На уроке мы узнали, что такое базовая конфигурация ПК, какие устройства входят в базовую конфигурацию ПК, какие устройства называются устройствами ввода, вывода, приема-передачи.

Второй урок состоит из презентации – игры по теме «Устройство ПК». Вначале урока можно повторить материал предыдущего урока. Вызывая учащихся к доске на каждое задание урока-игры можно провести таким образом фронтальный опрос учащихся. Для закрепления материала в конце урока проводится тест «Устройство ПК». Для открытия теста нужна тестовая программа MyTestX. Программу можно скачать по адресу http://mytest.klyaksa.net .

Желаю удачи в творчестве!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Конспект к уроку информатики «Компьютер. Назначение основных устройств компьютера» 5 класс

16.08.2015 4676 0

Тип урока : комбинированный.

Цель: введениеи ознакомление учащихся с понятием компьютера как универсальной вычислительной машины, ознакомление с применением компьютеров, видами компьютеров; знакомство учащихся с основными устройствами компьютера и их назначением.

Задачи:

1. Образовательная : ознакомить и сформировать у учащихся понимание компьютера как универсальной вычислительной машины, как современного устройства для работы с информацией;

2. Развивающая: способствовать развитию логического мышления ребят, внимания, памяти, усидчивости;

3. Воспитательная: содействовать развитию информационной культуры учащихся, формировать познавательный интерес у ребят.

Оборудование: компьютеры, принтер, наушники, устройства системного блока, учебники, рабочие тетради, доска, мел.

План урока.

1. Организационный момент (2 мин).

2. Проверка домашнего задания (10 мин).

3. Объяснение нового материала (20 мин).

4. Закрепление материала (10 мин).

5. Домашнее задание (1 мин).

6. Итог урока (2 мин).

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Запись отсутствующих. Организация раб. места.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель спрашивает о затруднениях при выполнении д/з. Затем проводит устный опрос по теме «Количество информации. Единицы измерения информации».

Задание:

1. Что такое бит?

2. Чему равен 1 байт? Сколько символов кодирует 1 байт?

3. Назовите более крупные единицы информации.

4. Сколько бит и байт содержится в слове «компьютер»?

5. Что называют скоростью передачи информации и в чем она измеряется?

3. Объяснение нового материала.

Учащиеся делают конспект в тетрадях под диктовку учителя.

Компьютер – это устройство для работы с информацией: хранение, передача, обработка информации, а также для управления различными устройствами.


Монитор, наушники, колонки – устройства вывода информации.

Системный блок – устройство обработки и хранения информации.

Клавиатура, мышь, джойстик, микрофон - устройства ввода информации.

Принтер – устройство вывода информации на печать.

Устройство системного блока

Название устройства

Назначение устройства

Материнская плата

Основное устройство, через которое происходит обмен информации других устройств между собой.

Процессор

«Мозг» системного блока, от которого зависит быстродействие компьютера.

Оперативная память (ОЗУ)

Память для временного хранения данных, используется только пока компьютер работает.

Жесткий диск

Устройство для длительного хранения информации. На нем хранятся программы и файлы.

Видеокарта

Служит для получения изображения, которое выводится на монитор.

Звуковая карта

Служит для работы звука на компьютере.

Сетевая карта

Соединяет компьютер с другими компьютерами по сети или к сети Интернет.

4. Закрепление материала.

Ответить на вопросы на стр. 37, стр. 48 устно.

5. Домашнее задание.

Выучить новый материал в тетради, параграф 5-6 (до клавиатуры) читать.

6. Итоги урока. Выставление оценок. Подведение итогов.



Статьи по теме: